уторак, 20. септембар 2011.

Pesme tuge,ulice i siromastva

"Песни горя, улицы и нищеты"



"Песни горя, улицы и нищеты" 2005 год

Бурный рост промышленного производства в России начала ХХ века характеризовался развитием городского населения и созданием новой индустрии развлечений. Одной из самых модных и массовых форм проведения досуга было прослушивание граммофонных пластинок. Среди огромного и разнообразного репертуара, выпущенного звукозаписывающими компаниями, были городские песни и романсы, явившиеся своеобразным прообразом современной поп-музыки.
Широкое распространение грампластинок совершило революцию в массовом сознании. Если раньше любители музыки должны были терпеливо ожидать, когда кумир сможет приехать в их город и выступить с концертом, то с приобретением пластинки эта проблема переходила в совершенно иную плоскость - артист становился доступным практически в любое время суток. Пластинки можно было слушать по много раз, коллекционировать, дарить знакомым.
В борьбе за покупателя звукозаписывающие фирмы пытались найти таких исполнителей и произведения, которые приносили бы быстрые деньги. В те годы шумный успех у обывателей имела серия пластинок "Песни горя, улицы и нищеты". Все мыслимые рекорды продаж побил супер-шлягер "Маруся отравилась". Не меньшей популярностью пользовались и другие номера: "На последнюю пятёрку", "Вы просите песен", "Сухая корочка", "Тихо тащится лошадка", "Сарафанчик" и др.
Пользуясь современной терминологией, производство шлягеров ставилось "на поток". Эксплуатировать новую репертуарную нишу стали практически все рекорд-лейблы того времени, но пальма первенства оставалась за компанией "Метрополь-Рекорд". Основное содержание городских бытовых песен и романсов - вечные темы: любовь и разлука, радость и печаль, вера и надежда, но сочинялись и исполнялись они совершенно в новых жизненных условиях. Их появление стало закономерным результатом развития новой городской музыкальной субкультуры. В этих песнях чувствуется синтез деревенских традиций, кафешантанных манер и цыганской экспрессии. Ещё одной их составляющей были "шансонетки" - незамысловатые песенки, часто фривольного содержания. Их завезли в Россию французские гастролёры, у которых вскоре появилось немало подражателей. Достаточно скоро "шансонетки", под влиянием местных условий, лишились свойственных им пикантности и грациозности. Они стали более откровенными и более доступными для широкой публики, что было решающим фактором их успеха в грамзаписи.
Не секрет, что в те годы, как и сегодня, продукция граммофонных компаний представляла собой товар, предназначенный для самого широкого потребления,поэтому выбор записей определялся, прежде всего, законами массового спроса. Как и следовало ожидать, городские песни, становясь модными шлягерами, формировали вкус широких слоёв населения империи, и не только в городах.
Отношение известных артистов к городским песням лучше всего характеризует тот факт, что при записи они, как правило, пользовались псевдонимами. Например, известный тенор Николай Аркадьевич Большаков на пластинках был известен как Аркадьев, Владимир Иванович Касторский использовал псевдоним Торский. Делалось это, как правило, потому, что основное время артисты были заняты в "серьёзном жанре" и не хотели, чтобы об их побочном заработке знали поклонники и администрация.
В жанре городской бытовой песни работали такие выдающиеся артистки, как Нина Дулькевич, Надежда Плевицкая, Мария Каринская. Но самой яркой звездой тех лет по праву считается Анастасия Вяльцева. Она была своеобразными эталоном красоты и секс-символом того времени. Её манера исполнения, обворожительная вяльцевская улыбка и хрупкая женственность снискали общероссийскую любовь и преклонение. Несмотря на это, ни одна из певиц не вызывала таких споров и диаметрально противоположных оценок, как Вяльцева. Не случайно именно Вяльцева была замешана в первом граммофонном скандале, разгоревшемся в 1902 году. Суть конфликта заключалась в том, что певица практически одновременно записала свои популярные произведения в двух конкурирующих компаниях. Получив и там, и там гонорары, она оказалась в центре судебного разбирательства, которое, в силу несовершенства российского законодательства, длилось несколько лет, так и закончившись ничем, подлив ещё больше масла в костёр вяльцевской славы.
Огромный успех русского городского романса и бытовой песни был, прежде всего, обусловлен тем, что простой аудитории предлагались простые и понятные песни. Исполнители говорили с ними на одном языке об одних и тех же знакомых проблемах.
Собранные в альбоме записи представляют огромный интерес, поскольку впервые дают возможность ознакомиться с одними из самых ранних образцов популярного исполнительского искусства в звукозаписи.


Список композиций:

01. Саша Давыдов - Нищая (А. Алябьев - П. Беранже)
02. М. Вавич - Грусть и тоска безысходная (М. Вавич)
03. М. Вавич - Пожалей (Н. Бакалейников)
04. М. Вавич - Где болит, что болит (Автор неизвестен)
05. С. Садовников - Сиротская доля (З. Максимов - неизвестен)
06. Н. Тамара - Лебединая песня (М. Пуаре)
07. Н. Плевицкая - Золотым кольцом сковали (Н. Плевицкая)
08. Н. Плевицкая - Тихо тащится лошадка (И. Сац)
09. Н. Плевицкая - Верёвочка (Я. Пригожский - неизвестен)
10. А. Жарковский - Измученный, истерзанный наш брат мастеровой (Автор неизвестен)
11. Ю. Морфесси - Маруся отравилась (Я. Пригожий - Н. Ларин)
12. Ю. Морфесси - Вы просите песен (Саша Макаров)
13. В. Сабинин - Мурочка (Ю. Рик)
14. Ф. Шаляпин - Песня убогого странника (Н. Мамыкин-Невструев - Н. Некрасов)
15. Е. Гиляров - Ванька-ключник (Автор неизвестен)
16. Ф. Шаляпин - Не осенний мелкий дождичек (Автор неизвестен)
17. Н. Дулькевич - На последнюю пятёрку (Л. Малашкин - неизвестен)
18. Ю. Морфесси - Во саду ли,в огороде (Автор неизвестен)
19. Ю. Морфесси - Аль опять не видать (А. Гурилев - неизвестен)
20. Ю. Морфесси - Песня гусляра (Л. Дризо)
21. П. Баторин - Ах, зачем эта ночь (Автор неизвестен)
22. П. Баторин - Полюбил жену соседа (Автор неизвестен)
23. Хор И. Юхова - Сухая корочка (Л. Дризо - А. Разоренов)
24. С. Садовников - На паперти Божьего храма (Автор неизвестен)
25. С. Садовников - Пускай погибну безвозвратно (Автор неизвестен)


"Песни горя, улицы и нищеты" 2005 год

Скачать



Отец мой Ленин, а мать Надежда Крупская
И дядька мой Калинин Михаил,
А жили все мы в Москве, на Красной площади,
И Ёська Сталин к нам по пьянке заходил...

Нема коментара:

Постави коментар